- схема реверсивного магнитного пускателя
- магнитный пускатель с тепловым реле
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Подбираем схему подключения магнитных пускателей по принципу действия
- Основные типы втягивающих катушек
- Как правильно подключить магнитный пускатель
- Цепь управления без реверсирования двигателя
- Схема подключения реверсивного магнитного пускателя
- Пример использования реверсивного магнитного пускателя — схема подключения на видео
- Реверсивная схема подключения магнитного пускателя
- Как устроен и для чего нужен пускатель?
- Разница между прямым и реверсивным пускателями
- Вид и функционирование реверсивной схемы на 220 В
- Принцип функционирования
- Вид и функционирование реверсивной схемы на 380 В
- Где еще используются реверсивные пускатели?
схема реверсивного магнитного пускателя
Схема подключения реверсивного магнитного пускателя является ядром управления, так как много электрооборудования работает на реверсе. и именно этот аппарат изменяет направление вращения двигателя. Реверсивный пускатель почти ничем не отличается от нереверсивного, единственная его особенность в наличии вспомогательных нормально замкнутых контактов, и такие аппараты, осуществляя реверс, работают в паре.
Подключим силовые провода. Вроде ничего сложного, но есть маленький нюанс. Ротор изменяет направление вращения благодаря смене чередования фаз — две фазы меняются местами.
Посмотрите на рисунки: при включении КМ1 фазы какими пришли на вход, такими и выходят, на КМ2 желтая фаза вышла без изменений, а вот красная поменялась с синей местами. Это и есть реверсивное переключение.
Теперь разберемся со схемой подключения реверсивного магнитного пускателя. Катушки возьмем на 380V и цепи защитим предохранителем FU (Рис.2). Символы элементов разбирать не будем. Для справки ссылка на нужные нам условные графические обозначения электросхем .
Цифры на чертеже — маркировка проводов. 1 и 2 провод отправляются к двум фазам силовой линии. Кнопка выключения SB1, нормально замкнутый контакт КМ2.2, катушка КМ1, предохранитель FU — вся эта цепь замыкается пусковой кнопкой SB2, включается КМ1 и своим замыкающим контактом блокирует пусковую кнопку (замыкающий контакт КМ1.1 подключен параллельно кнопке SB2 проводами 3 и 5).
Пусковая кнопка возвращается в исходное положение, а КМ1 удерживает себя своим контактом. Одновременно размыкающий контакт этого аппарата разрывает цепь катушки КМ2. Такая блокировка не случайна: если бы ее не было, при нажатии на пусковую кнопку SB4 включится КМ2. Что получится?
Вернемся к рисунку: когда поменяли местами красную и синюю фазы, при возможном включении обоих аппаратов на выходе красная и синяя фазы столкнутся лбами — короткое замыкание. Для таких случаев и предусмотрена взаимная электрическая блокировка реверсивной пары.
Кроме электрической блокировки применяют еще и механическую, когда рычаги стопорят друг у друга ход якоря пускателя (сердечник, который втягивается катушкой).
Если схема подключения реверсивного магнитного пускателя понятна, перейдем к защите от токовых перегрузок.
магнитный пускатель с тепловым реле
Чрезмерная нагрузка на вал двигателя, износ подшипников, пониженное напряжение сети ведут к увеличению тока в обмотках статора, двигатель может сгореть. Чтобы этого не случилось, для защиты обмоток от токовой перегрузки подключается магнитный пускатель с тепловым реле.
Разновидностей теплового реле много, но все они работают по одному принципу. На биметаллическую пластину наматывается нихром, сечение нихрома зависит от величины потребляемого тока, через этот относительно высокоомный проводник проходят фазные токи на двигатель. При превышении допустимого тока нагрузки нихром нагревает пластину, и та, изгибаясь, воздействует на рычажок, отключающий встроенный в тепловое реле контакт. Уставка тока отключения регулируется .
Тепловые реле могут быть трехфазные (три нагревательных элемента, Рис. 3) и двухфазные. То же самое и с контактами: в одних встроен только размыкающий контакт, а в других (как у нас) за размыканием следует включение другого контакта.
Контакт на замыкание применяется редко: например, с его помощью можно подключить сигнализацию, сообщающую об отключении двигателя. В схеме подключения реверсивного магнитного пускателя с тепловым реле (Рис. 4) размыкающий контакт КК включается в цепи управления обеих катушек, при его отключении обесточивается управление. Возврат контакта в исходное положение по мере остывания нагревательных элементов осуществляется кнопкой (рядом с регулятором тока отключения).
Добавить комментарий Отменить ответ
Подбираем схему подключения магнитных пускателей по принципу действия
Магнитные пускатели – электромеханические устройства, предназначенные для одновременного подключения потребителя электрической энергии к трем питающим фазам. В основе его действия – эффект возникновения магнитного поля при прохождении электрического тока через индуктивную нагрузку (втягивающую катушку). Они применяются, как правило, для управления трехфазными электрическими двигателями, а также, например, в системах аварийного ввода резерва.
Главное различие в схемах подключения и управления магнитным пускателем заключается в том, какой тип втягивающей катушки в нем используется.
Основные типы втягивающих катушек
Втягивающая катушка магнитного пускателя является его «сердцем», которое инициирует магнитное поле при прохождении через нее электрического тока и втягивает якорь с тремя (иногда пятью) парами подвижных контактов. Тип катушки зависит от величины напряжения срабатывания. Они бывают:
- Срабатывающими от напряжения 220 V.
- Рассчитанными на напряжение 380 V.
Клеммы катушки на 220 V подключаются между фазой и нейтралью (заземлением). Трехсот восьмидесяти вольтовые – между фазами. Величина рабочего напряжения катушки обычно написана на ее диэлектрическом выводе рядом с зажимным болтом для провода.
Двухсот двадцати вольтовые катушки при включении между фазами эффектно взрываются.
Как правильно подключить магнитный пускатель
Когда якорь магнитного пускателя втягивается в отверстие электромагнитной катушки, то происходит два действия:
- Замыкаются пары подвижных контактов на якоре с неподвижными на корпусе пускателя, за счет чего происходит коммутация питающего напряжения и подключение потребителя (электродвигателя).
- Срабатывают группы управляющих контактов (они бывают замыкающимися и размыкающимися), к которым подключены кнопки «Пуск» и «Стоп», а также управляемая клемма электромагнитной катушки.
В зависимости от конструкции магнитного пускателя, управляющие контакты могут располагаться на его корпусе или на свободном конце якоря как дополнительное устройство, но на построение схемы управления это не влияет.
При монтаже магнитного пускателя одна фаза с его питающей клеммы (со стороны электролинии) подается на любую клемму втягивающей катушки. Это соединение постоянное. Вторая клемма электромагнитной катушки подключается к схеме управления.
Трехфазные моторы часто используют в домашних условиях. Для правильного подключения такого устройства необходимо знать его характеристики, преимущества и недостатки, а также принцип работы асинхронного двигателя .
Для установки высокомощных устройств в однофазную сеть достаточно ознакомиться со следующей инструкцией.
Если катушка рассчитана на срабатывание от 220 V, то цепь управления коммутирует нейтраль. Если рабочее напряжение электромагнитной катушки 380 V, то в цепи управления протекает ток, «снятый» с другой питающей клеммы пускателя.
Тип цепи управления зависит от того, собираетесь ли вы реверсировать двигатель или нет.
Цепь управления без реверсирования двигателя
Если изменять направление вращения двигателя не требуется, то в цепи управления используются две не фиксируемые подпружиненные кнопки: одна в нормальном положении разомкнутая – «Пуск», другая замкнутая – «Стоп». Как правило, они изготавливаются в едином диэлектрическом корпусе, при этом одна из них красного цвета.
Такие кнопки обычно имеют две пары групп контактов – одну нормально разомкнутую, другую замкнутую. Их тип определяется во время монтажных работ визуально или с помощью испытательного прибора (тестера), включенного в режиме звуковой сигнализации.
Благодаря светорегуляторам можно не только сэкономить на освещении, но и создать интересный световой дизайн квартиры или дома. Учитывая напряжение рабочей сети, подбирают оптимальную схему подключения диммера. опираясь на его характеристики.
Для организации домашнего освещения используются датчики движения. Как их выбирать, можно прочитать тут. а особенности схемы его подключения раскрыты здесь.
Провод цепи управления подключается к первой клемме замкнутых контактов кнопки «Стоп». Ко второй клемме этой кнопки подключают два провода: один идет на любой ближайший из разомкнутых контактов кнопки «Пуск», второй – подключается к управляющему контакту на магнитном пускателе, который при отключенной катушке разомкнут. Этот разомкнутый контакт соединяется коротким проводом с управляемой клеммой катушки.
Второй провод с кнопки «Пуск» подключается непосредственно на клемму втягивающей катушки. Таким образом, к управляемой клемме «втягивающей» должно быть подключено два провода – «прямой» и «блокирующий».
Принцип работы магнитного пускателя в такой схеме следующий: при замыкании кнопки «Пуск» клемма втягивающей катушки соединяется с фазой или нейтралью, что вызывает срабатывание магнитного пускателя. При этом замыкаются пары подвижных контактов на якоре с неподвижными и на двигатель подается напряжение.
Одновременно замыкается управляющий контакт и, благодаря замкнутой кнопке «Стоп», управляющее воздействие на втягивающую катушку фиксируется. При отпускании кнопки «Пуск» магнитный пускатель остается замкнутым. Размыкание контактов кнопки «Стоп» вызывает отключение электромагнитной катушки от фазы или нейтрали и электродвигатель отключается.
Схема подключения реверсивного магнитного пускателя
Перед тем, как подключить реверсивный магнитный пускатель, необходимо разобраться в составных элементах предполагаемой цепи.
Для реверсирования двигателя необходимо два магнитных пускателя и три управляющие кнопки. Магнитные пускатели устанавливаются рядом друг с другом. Для большей наглядности условно отметим их питающие клеммы цифрами 1–3–5, а те, к которым подключен двигатель как 2–4–6.
Для реверсивной схемы управления пускатели соединяются так: клеммы 1, 3 и 5 с соответствующими номерами соседнего пускателя. А «выходные» контакты перекрестно: 2 с 6, 4 с 4, 6 с 2. Провод, питающий электродвигатель, подключается к трем клеммам 2, 4, 6 любого пускателя.
При перекрестной схеме подключения одновременное срабатывание обоих пускателей приведет к короткому замыканию. Поэтому проводник «блокирующей» цепи каждого пускателя должен проходить сначала через замкнутый управляющий контакт соседнего, а потом – через разомкнутый своего. Тогда включение второго пускателя будет вызывать отключение первого и наоборот.
В некоторых конструкциях магнитных пускателей есть только пять пар замыкаемых контактов. В этом случае провод блокирующей цепи одного пускателя подключается к постоянно замкнутым контактам кнопки «Пуск» другого. В результате она начинает работать в режиме «пуск – стоп».
Ко второй клемме замкнутой кнопки «Стоп» подключаются не два, а три провода: два «блокирующих» и один питающий кнопки «Пуск», включаемых параллельно друг другу. При такой схеме подключения кнопка «Стоп» выключает любой из скоммутированных пускателей и останавливает электродвигатель.
Все установочные и ремонтные работы в монтажных схемах подключения магнитного пускателя проводятся со снятым напряжением, даже если цепь управления коммутирует нейтраль.
Пример использования реверсивного магнитного пускателя — схема подключения на видео
Реверсивная схема подключения магнитного пускателя
Электродвигатели используются в подавляющем большинстве для приводных механизмов и самостоятельных агрегатов. Когда требуется изменение направления вращения его вала, для пуска применяют реверсивный пускатель, схема подключения которого является объектом изучения профессионалов и простых обывателей.
- Как устроен и для чего нужен пускатель?
- Разница между прямым и реверсивным пускателями
- Вид и функционирование реверсивной схемы на 220 В
- Принцип функционирования
- Вид и функционирование реверсивной схемы на 380 В
- Где еще используются реверсивные пускатели?
Как устроен и для чего нужен пускатель?
Как можно логически определить из названия, это устройство предназначено для пуска электродвигателей различных приводных механизмов и техники. Это специфическое оборудование, которое необходимо для коммутации силовых целей с большими нагрузками, как на постоянном, так и на переменном токе. Пускатель обладает более широким функционалом, нежели базовый контактор и кроме обеспечения частых пусков и остановок, может выступать в роли защитного барьера при перегрузках. Кроме этого, реверсивный и нереверсивный пускатели, например, серии ПМЛ, нашел свое применение при организации дистанционных схем управления, пуска насосных, вентиляционных, крановых агрегатов, кондиционеров и т.д.
Любой магнитный пускатель состоит из следующих основных частей:
- Электромагнитная часть. Она состоит из катушки и разъединенных магнитопроводов – неподвижного сердечника и подвижного якоря;
- Блок главных контактов. Они нужны для замыкания/размыкания силовых мощных нагрузок. С учетом параметров пускателя, он может иметь до 5 пар контактов. Одна их половина расположена на траверсе якоря, а другая – на верхней части корпуса;
- Блокирующие контакты. Они используются при коммутации управляющих цепей схемы, например, когда включение/остановка происходит пусковыми кнопками. Происходит блокировка основных контактов, а значит, устраняется необходимость удерживания кнопки управления;
- Возвратный механизм. По сути, это просто пружина, которая при размыкании контактов возвращает якорь в исходное положение, обеспечивая необходимый зазор между парами.
Разница между прямым и реверсивным пускателями
Главное отличие нереверсивного и реверсивного пусковых устройств, состоит в схеме подключения. Также меняется комплектация. Контактор прямого типа является одиночным, тогда как реверсивный – блочным, состоящим из двух прямых, объединенных в одном корпусе. Визуальные отличия этих двух реле можно видеть на сравнении моделей ПМЛ-1100 (слева) и ПМЛ-1500 (справа):
При этом, должно соблюдаться одно крайне важное условие: реверсивное соединение пускателей должно полностью исключать возможность их одновременного срабатывания. Это неизбежно приведет к возникновению явления короткого замыкания.
Схема подключения реверсивного магнитного пускателя электродвигателей делится на два основных вида:
- Подключение к сети с напряжением 220 В;
- Запуск контактора на 380 В.
Далее рассмотрим подробнее каждый из вариантов, опираясь на уже упомянутые модели контакторов ПМЛ серии 1500.
Вид и функционирование реверсивной схемы на 220 В
На этой монтажной схеме можно видеть следующие основные элементы (обозначены цифрами):
Наши читатели рекомендуют!
Для экономии на платежах за электроэнергию наши читатели советуют «Экономитель энергии Electricity Saving Box». Ежемесячные платежи станут на 30-50% меньше, чем были до использования экономителя. Он убирает реактивную составляющую из сети, в результате чего снижается нагрузка и, как следствие, ток потребления. Электроприборы потребляют меньше электроэнергии, снижаются затраты на ее оплату.
- Блокирующие или блок-контакты;
- Катушки магнитных пускателей, рассчитанные на напряжение питания 220 В;
- Контакты тепловой или токовой защиты (релейные элементы);
- Силовые контакты пускателей.
Вид реверсивной схемы на 220 В
Кроме этого, буквенно-числовыми обозначениями выделяются:
- МП-1, МП-2 – магнитные пускатели. Их границы на схеме выделены штриховыми линиями;
- Стоп, Пуск – органы управления (сам блок выделен штриховой линией). Отдельно выделена лишь кнопка Стоп. Пусковые кнопки (прямой ход и реверс) обозначены, как две пары контактов, связанных с пускателями МП-1 и МП-2;
- М – электродвигатель.
Принцип функционирования
Как можно видеть, на силовые контакты пускателей подводятся три разноименные фазы от сети 380 В. На приведенной схеме обозначения нет никакого, но в других случаях можно встретить символы А, В, С или L1, L2, L3. Организовывается блочная связка путем прямой перемычки центральных фаз реле, а также диагональных перемычек боковых фаз (условно 1 фаза МП-1 соединяется с 3 фазой МП-2 и т.д).
После этого провода идут на электродвигатель М. На этом промежутке, в разрыв цепи подключается тепловое реле. Оно осуществляет контроль двух из трех фаз, чтобы при перегрузке отключить питание двигателя.
Блок управления с пусковыми кнопками подключается от одной из центральных фаз в разрыв теплового реле, и нулевого провода (заземления) от катушек пускателей ПМЛ. Защита от одновременного включения пускателей организовывается путем перекрестного соединения контактов кнопок пуска/реверса с блокирующими контактами противоположного контактора.
При включении с блока управления прямого хода, замыкаются контакты на первый пускатель, который запускает двигатель. Одновременно, контакты второго пускателя размыкаются, а на катушку не поступает должное напряжение.
Включение реверса происходит после остановки двигателя кнопкой Стоп с последующим нажатием обратного хода. Таким образом, мы имеем на катушках измененные местами боковые фазы, что приводит к вращению двигателя в обратную сторону. Блокирование первого пускателя происходит по аналогичному принципу.
Вид и функционирование реверсивной схемы на 380 В
Здесь мы имеем, фактически, все те же элементы, что используются для ПМЛ на 220 В, но катушки пускателей рассчитаны на более высокое напряжение (имеют больше витков). Кроме того, отличием от предыдущей схемы является подключение блока управления не через одну, а через две фазы, не используя общий ноль.
Вид реверсивной схемы на 380 В
Где еще используются реверсивные пускатели?
Область применения двойных пусковых реле довольно широка. Она не ограничивается одними только электродвигателями. Необходимость изменения направления вращения или перемещения приводных механизмов может возникнуть также в других случаях.
К примеру, каждый человек имеет дома систему водоснабжения, отопления, где всегда есть место различной запорной арматуре. Для промышленных масштабов, при больших расходах, диаметрах трубопроводов, большой точности контроля расхода, обычными кранами не обойтись. Здесь используются задвижки электрической, а также механической системой управления рабочим органом. Вращение диска или перемещение задвижки происходит в разных направлениях, а значит, применение реверсивных схем пуска обосновано.
Не удаляясь далеко, можно найти реверсивные пускатели типа ПМЛ или другие в подъемной системе лифтов. Движение вверх-вниз происходит за счет изменения направления вращения главного барабана.
Изменение направления вращения двигателя, связанных с ним исполнительных механизмов – довольно востребованная процедура. При этом питание от трехфазной сети происходит через промежуточное коммутирующее реле – реверсивный магнитный пускатель типа ПМЛ 1500 или любой другой.
Источники: http://electriku.ru/revers, http://elektrik24.net/elektrooborudovanie/elektrodvigateli/magnitnye-puskateli/sxema-podklyucheniya-7.html, http://electricvdele.ru/elektrooborudovanie/elektrodvigateli/reversivnyj-puskatel-shema-podklyucheniya.html