- Плавный пуск асинхронного электродвигателя – назначение устройства и схема его подключения
- Назначение устройства плавного пуска
- Как правильно выбрать устройство плавного пуска
- Устройства плавного пуска двигателей — залог качественной работы электродвигателя
- Устройство плавного пуска электродвигателя
- Принцип действия
- Устройство плавного пуска своими руками
Плавный пуск асинхронного электродвигателя – назначение устройства и схема его подключения
То, что в асинхронных электродвигателях с короткозамкнутым ротором при пуске появляются высокие токи, известно. Теоретически эта проблема решена довольно-таки давно (плавные способы пуска известны), но вот на практике эти технологии использовались редко. В настоящее время многое изменилось. Научно-технический прогресс принес в последнее время много разработок в электронной технике, благодаря чему стали производиться компактные устройства, очень эффективные и удобные, которые обеспечивали плавный пуск асинхронного электродвигателя. Их еще называют софтстартеры.
Эти устройства помогает запускать асинхронный электродвигатель без рывков и нагрузки, что обеспечивает долгосрочную эксплуатацию и самого двигателя, и исполнительных механизмов, которые напрямую соединены с валом мотора. Обычно в качестве таких устройств выступают редукторы разных модификаций.
- Если в схеме подключения не использовать устройство плавного пуска, то пусковой момент приводит к постепенному разрушению двигателя, особенно быстро выходят из строя подшипники.
- Но и не только подшипники. Высокое пусковое напряжение и ток, превышающие номинальный в 6-10 раз, становятся причиной износа изоляции обмоток и пробивки медного провода, подгорают контакты.
- К тому же подводящий питающий кабель рассчитывается с учетом именно максимального значения пускового тока. А это повышение его сечения, а, значит, повышение стоимости проводки, плюс перерасход самой электроэнергии.
- При этом необходимо учитывать тот факт, что электродвигатель при пуске забирает на себя большое напряжение, что создает «просадку» напряжения в смежных электрических сетях. А это негативно влияет на технологическое оборудование в этих сетях, потому что напряжение в них резко падает. Это, во-первых, приводит к некорректной работе оборудования, во-вторых, снижает срок его эксплуатации.
- В добавлении можно сказать, что пуск асинхронного двигателя создает достаточно серьезные электромагнитные помехи, что в свою очередь становится причиной нарушения работы электронных приборов и оборудования. При этом необязательно чтобы эти приборы были запитаны в электрическую схему электродвигателя. Начинают плохо работать даже те, которые просто рядом расположены с ним.
И еще есть один момент, который иногда не учитывается. Если при пусковом моменте асинхронный электродвигатель перегрелся или вообще сгорел, то используемая в его конструкции трансформаторная сталь теряет свои технические характеристики, слишком высока температура перегрева. Если такой двигатель отремонтировать, то гарантированно, что его мощность будет ниже номинальной приблизительно на треть. Поэтому такие моторы устанавливать на старое место не рекомендуется. Он просто не потянет нагрузки, для которых агрегат предназначен.
Вот такие негативные моменты есть у асинхронного двигателя, который работает без устройства плавного пуска.
Назначение устройства плавного пуска
Начнем с того, что это устройство объединяет в себе две функции: плавного пуска и торможения. Производители комплектуют их еще дополнительными опциями: связь с автоматикой и защитными функциями.
Теперь схема пуска асинхронного двигателя. В основе этого процесса лежит постепенный подъем напряжения, что обеспечивает медленный разгон вращения вала мотора (ротора). Это и приводит к снижению пусковых токов. Есть в этом деле три параметра, которые определяют плавный пуск. Это:
- Начальное напряжение. Оно должно быть меньше номинального на 40-70 процентов.
- Время, за которое вал электродвигателя разгонится до номинальной скорости. Здесь процесс происходит так: сначала подается напряжение скачком, которое доводится до начального, после чего уже напряжение увеличивается плавно до номинального.
- Время торможения.
Применяя эту технологию пуска с установкой и подключением софтстартеров, можно отказаться от системы реле, включателей, магнитных пускателей и контакторов, и при этом создается надежная защита от перегрузок и перегревов, от пробивки изоляции и возникновения электромагнитных помех. Но самое главное, что конструкция устройства плавного пуска асинхронных двигателей очень проста. Их легко подсоединить к двигателю, главное точно подобрать прибор по параметрам. Вот схема такого подключения:
Как правильно выбрать устройство плавного пуска
- В основе выборе лежит тот самый максимальный пусковой ток. В устройстве величина тока должна быть больше пускового у электродвигателя.
- Обязательно надо обратить внимание, сколько пусков может за час выдерживать устройство. Обычно этот показатель в паспорте софтстартера указывается. Поэтому его придется подбирать под технологию, в которой установлен сам электродвигатель. Где-то его будут включать один раз в день, а где-то за час могут включить и отключить несколько раз.
- И, конечно, это питающее напряжение. В паспорте устройства плавного пуска этот показатель обязательно указывается.
В принципе, это все, что можно было бы сказать о таком эффекте, как плавный пуск асинхронного двигателя.
Как сделать плавный пуск электродвигателя своими руками – вариант с микросхемой
Схема подключения трехфазного электродвигателя к трехфазной сети
Какие конденсаторы нужны для запуска электродвигателя?
Устройства плавного пуска двигателей — залог качественной работы электродвигателя
УПП — преобразователь частоты
В различных механических, электромеханических, а также электротехнических, электронных оборудованиях, в котором используют плавный пуск или же остановку электродвигателя, присутствует небольшой момент страгивание ротора, который влияет на рабочие характеристики электродвигателя. Для более щадящего режима пуска используют специальные технические устройства плавного пуска двигателей. Пусковые устройства позволяют сделать ряд функций при работе электродвигателя:
пуск и остановка электродвигателя
-универсальный плавный разгон электрического двигателя;
-оптимальный режим остановки электрического двигателя;
-уменьшение нагрузки тока пуска;
-согласованный режим работы крутящегося момента с разрешимым моментом нагрузки электродвигателя.
В момент пуска электродвигателя, крутящий момент за считанные доли секунды, может достигать значения до 150-200%, который отличный от номинального показания. Данный фактор влияет на рабочие характеристики электродвигателя, и в некоторых случаях это приводит к выходу из строя электрической машины. При этом пусковое значение тока в 6-8 раз превышает номинальное значение, которое значительно влияет на нагрузку во всей системе электросети. Перепады напряжения могут создавать на всех участках сети явные проблемы, а если падение достаточно большое, то это чревато проблемой полного запуска электродвигателя (то есть электродвигатель может вовсе не запуститься).
Технические параметры устройства плавного пуска
Устройства плавного пуска двигателей ограничивают отрицательные моменты плавного пуска двигателей. Технические параметры устройства плавного пуска электродвигателей позволяют выдерживать строгие рамки запуска, которые предписаны для каждого электродвигателя. При этом параметры пуска будут соответствовать приближенным в техусловиях электродвигателя, то есть от нуля до номинального значения. Выдержка параметров запуска будет влиять на заданные значения в строго определенный временной промежуток, то есть, до полного запуска электродвигателя в нормальный режим работы.
устройства плавного пуска электродвигателя
минимизируются гидравлические удары в системах трубопровода, задвижек
В электронном оборудовании добиться плавного хода можно за счет нарастания допустимого значения напряжения на обмотках электродвигателя. Данные свойства помогают удерживать в нормальном рабочем состоянии напряжение, ток и прочие параметры электрического двигателя. Таким образом, снижается риск перегрева электродвигателя, а также устраняются или минимизируются гидравлические удары в системах трубопровода, задвижек во время пуска, а также в момент остановки системы.
устройства плавного пуска электродвигателей
прямой пуск насоса
На сегодняшний день разработаны практически все типы устройства плавного пуска электродвигателей, ко всем типам, маркам, моделям электродвигателя. Подобрать необходимое устройство достаточно просто, необходимо знать основные рабочие параметры электродвигателя, а также конечное предназначение и роль электротехнического приспособления. Правильно подобранное устройство обеспечит долговечность службы электродвигателя, а также минимизирует отрицательные влияния электрики на всю систему обслуживания. Устройства плавного пуска для электродвигателя имеет большой диапазон функций, на сегодняшний день наиболее популярные устройства это — УПП, устройство, рассчитанное на мягкий пуск, система плавного пускателя, система мягкого пускателя, софтстартер.
Оцените качество статьи. Нам важно ваше мнение:
Устройство плавного пуска электродвигателя
Поскольку в последнее время очень широко распространилось применение асинхронного двигателя. в связи с его простотой, надежностью и небольшой ценой. Это стало причиной его широкого применения в промышленности. С целью улучшения его характеристик и продления срока работы, имеется большое число различных приспособлений, способных к регулировке, старту, либо защите движка. Вот об одном из них я и расскажу в этой статье.
Этим устройством является устройство плавного пуска (сокращенно УПП), иначе называемое софт-стартером, несмотря на то, что это название можно использовать к любым приспособлениям, способным выполнить плавный старт движка.
УПП асинхронных двигателей современного типа сменяет собой все прежние методы, вроде старта способом «переключение звезда-треугольник», либо пуска при помощи реостата. Необходимо иметь ввиду тот факт, что способ этот не дешев, следовательно, использование его должно быть оправдано. Само собой разумеется, что стоимость устройства сильно зависит от требуемой мощности, стартового функционала и защитных свойств и колеблется от 2 до 10 тысяч рублей, а иногда и более.
Принцип действия
Во время старта мотора, появляется немалый пусковой момент (вследствие необходимости преодоления нагрузочного момента на валу).
Для создания этого момента, двигатели забирают из сети большое количество энергии, что является одной из пусковых проблем – просадкой напряжения.
Этот фактор может плохо повлиять на других потребителей энергии, находящихся в этой сети. Еще одним неприятным фактором является возможность повреждение механических частей привода вследствие резкого пускового рывка.
Другую проблему при запуске создают немалые стартовые токи. Такие токи, при протекании по обмоткам мотора, выделяют очень много тепла, создавая опасность повреждения изоляции обмоток и выхода из строя двигателя в результате виткового замыкания.
Вот для избавления от всех подобных проявлений отрицательного характера во время старта двигателя и применяют УПП, позволяющее уменьшить токи старта, в результате чего значительно уменьшить просадки напряжения и, как следствие, нагрев обмоток.
Снижая стартовые токи, мы снижаем пусковой момент, в результате чего происходит смягчение ударов во время пуска и, как следствие, сохранение механических деталей привода. Весьма немалым плюсом УПП следует считать то, что при запуске нет рывков, а ускорение плавное.
По внешнему виду такое устройство представляет из себя прямоугольной формы модуль со средними размерами, имеющий контакты, к которым подключают мотор и цепи управления. Некоторые из таких устройств имеют ЖК-экран, индикаторы и кнопки, которые позволяют задавать разные пусковые режимы, выполнять съем показаний, ограничение тока и т.д. Кроме того, устройства оснащаются сетевым разъемом, при помощи которого выполняют его программирование и обмен данными.
Хотя эти устройства и именуются устройствами плавного пуска, но позволяют они выполнять не только старт, но и остановку движка. Помимо этого, в них имеется всевозможный защитный функционал, такой как, например, защита от КЗ, тепловая защита, контроль пропадания фаз, превышения токов пуска и изменения питающего напряжения. Помимо этого, в устройствах имеется память, в которую записываются возникающие ошибки. Следовательно, при помощи сетевого разъема, можно произвести их считывание и расшифровку.
Реализация плавного старта двигателей с использованием этих устройств происходит посредством медленного подъема напряжения (при этом мотор плавно разгоняется) и уменьшения токов запуска. Параметры, которые при этом подлежат регулировке, это, как правило, первичное напряжение, разгонное время и время остановки. Делать первичное напряжение слишком маленьким не выгодно, т.к. при этом значительно снижается момент пуска, по этой причине он устанавливается в пределах 0.3-0.6 от номинала.
При старте напряжение быстро поднимается до выставленного заранее напряжения старта, после чего, в течение установленного разгонного времени, медленно увеличивается до номинала. Движок в это время плавно, но быстро разгоняется до необходимой скорости.
Сейчас такие устройства изготавливают многие предприятия (в основном зарубежные). Функций у них много и их можно программировать. Однако, при всем этом, у них есть один большой минус – достаточно большая стоимость. Но есть возможность создания подобного устройства и своими руками, тогда оно будет стоить значительно дешевле.
Устройство плавного пуска своими руками
Приведу одну из возможных схем подобного устройства. Основой для построения такого устройства может стать регулятор мощности фазового типа, выполненный в виде микросхемы КР1182ПМ1. В этой схеме их установлено три (на каждую фазу свой). Схема представлена на рисунке ниже.
Данная схема предназначена для работы с двигателем 380в*50гц. Обмотки мотора соединены в «звезду» и подключены на выходные цепи схемы (они имеют обозначения L11, L2, L3). Общая точка обмоток движка цепляется на вывод сетевой нейтрали (N). Цепи выхода выполнены на встречно-параллельных парах тиристоров импортного производства, имеющих при малой цене достаточно высокие показатели.
Питание на схему приходит после того, как замкнется главный выключатель g1. Но, движок еще не запускается. Причина этому – обесточенные обмотки релюх к1-к3, вследствие чего, выводы 3 и 6 микросхем оказываются зашунтированными их нормально-закрытыми контактами (через сопротивления r1-r3). В результате этого, емкости с1-с3 не заряжаются, а микросхемы не вырабатывают импульсы управления.
Запуск схемы выполняется путем замыкания тумблера sa1. Это приводит к подаче напряжения 12 вольт на обмотки реле, что, в свою очередь, дает возможность заряда конденсаторов и, как следствие, увеличения угла открывания тиристоров. С помощью этого достигается плавный подъем напряжения обмоток двигателя. При достижении полного заряда конденсаторов, тиристоры откроются на наибольший угол, чем будет достигнута номинальная частота вращения движка.
Чтобы отключить двигатель, достаточно разомкнуть контакты sa1, что заставит отключиться релюхи и процесс пойдет в обратном направлении, обеспечив торможение двигателя.
Пишите комментарии, дополнения к статье, может я что-то пропустил. Загляните на карту сайта. буду рад, если вы найдете на моем сайте еще что-нибудь полезное. Всего доброго.
Источники: http://onlineelektrik.ru/eoborudovanie/edvigateli/plavnyj-pusk-asinxronnogo-elektrodvigatelya-naznachenie.html, http://electric-tolk.ru/ustrojstva-plavnogo-puska-dvigatelej-zalog-kachestvennoj-raboty-elektrodvigatelya/, http://podvi.ru/elektrodvigatel/chto-takoe-plavnyj-pusk-elektrodvigatelya-ustrojstvo-plavnogo-puska.html