Нулевая шина в щитке

Для чего нужна нулевая шина?

Нулевая шина необходима для того чтобы выполнить подключение заземляющих проводников (PE) и рабочих нулей (N). Область применения данной конструкции — сети постоянного или переменного тока с напряжением, достигающем 400 Вольт. На сегодняшний день представить сборку электрического щитка без применения специальных шин практически не возможно, поэтому в этой статье мы решили рассмотреть устройство и назначение нулевой шины.

Конструктивные особенности

При детальном рассмотрении конструкции, можно заметить, что она представляет собой токопроводящую жилу и основание, изготовленное из пластика, которое предназначено для установки на DIN рейку.

На фото внешний вид НШ:

Нулевая шина в щитке

Токопроводящая жила содержит в себе отверстия и зажимные болты, для фиксации проводников в ней, а также аккуратной и безопасной разводки внутри распределительного устройства проводников N. Различаются между собой НШ как способом монтажа (корпусом), так и количеством монтажных отверстий, соответственно длиной.

Для обеспечения качественного соединения, а также упрощения дальнейшего обслуживания, шина выполнена единым токопроводящим элементом достаточного размера из электротехнической меди или латуни. С различным количеством болтовых зажимов, к которым подводят нулевые (N) проводники.

Различают НШ в корпусе и шины заземления без корпуса, внешне токопроводящие элементы идентичны. Нулевую шину изготавливают в корпусе или устанавливают изолятор. Для правильного функционирования устройств дифференциальной защиты необходимо правильно произвести их подключение, а в распределительном щите разделить проводники N от PE. В случае металлического щита, это можно произвести только изолировав нулевой проводник от корпуса.

Назначение

Применение нулевой шины даёт возможность решать несколько очень важных проблем:

  1. Прежде всего, можно создать сразу несколько точек для осуществления подключения нагрузок от общего ввода к проводнику нулевого типа.
  2. Провести заземление видимого типа, устройством с крышкой, выполненной из прозрачного материала, которая закрывает клеммы.
  3. Значительно повысить эффективное использование защитных автоматических устройств.
  4. Обеспечить неразрывность цепи на участке от заземления до конкретной нагрузки.
  5. Выполнить важное условие, которое предусматривает раздел проводов нулевого (защитного) и рабочего типов. О том, как разделить PEN проводник. мы рассказывали в отдельной статье.

Характеристики

Сейчас установлены очень чёткие требования к выбору нулевых шин. Самое важное правило — это не превышение сечения провода аналогичного показателя в ГЗШ. Чтобы вы понимали, существует возможность ввода в ящик от одного и до четырёх десятков проводов. К примеру, для варианта 3 на 40 предусматривается провод, сечение которого достигает 3 миллиметров при максимально допустимом подключении четырёх десятков.

Что касается технических характеристик, некоторые из параметров мы предоставили в таблице ниже. У каждого производителя свои конструктивные особенности и характеристики нулевых шин. Для примера мы взяли продукцию компании IEK:

Нулевая шина в щитке

Правила установки

Монтаж НШ возможен как на специальную рейку, так и в электрический щиток. Предусмотрены варианты установки как закрытым, так и открытым способом. Открытый способ прекрасно подходит для шкафа, который будет закрытым для доступа посторонних лиц. Закрытый вариант используется в ситуациях, когда применяется оборудование, подключаемое к очень важным элементам. В качестве примера можно привести розетку силового типа для различного электрического инструмента.

Нулевая шина в щитке

На видео ниже наглядно показывается, как установить НШ на DIN-рейку и как ее можно надежнее зафиксировать:

Вот мы и рассмотрели устройство и назначение нулевой шины. Надеемся, информация была для вас полезной и интересной!

Наверняка вы не знаете:

Как быть если нет нужных нулевых шин в наличии?

Подробности Опубликовано: 17 Февраль 2016 Просмотров: 3006

Здесь описываю недавний случай, как нам пришлось выкручиваться из ситуации, когда не оказалось в наличии специальных нулевых шинок.

Клиент купил встраиваемый шкаф фирмы ABB Mistral на 24 модуля. Это крутой и очень удобный щиток, но с ним в комплекте шла одна большая шина для заземления и еще одна большая нулевая шина. Так как в щитке планировалось установить три УЗО, то соответственно нам нужно было три маленьких нулевых шины вместо одной большой. В данном типе шкафов идут специальные планки, на которые крепятся все шины в специальных корпусах. Что-то подобрать сюда от других производителей нельзя, так как просто не возможно будет их установить на планку. Также в самом щитке не оказалось ни одного свободного модуля, куда бы можно было разместить обычную шину с креплением на DIN-рейку.

Такие нулевые шины для шкафов ABB Mistral в Самаре можно купить, но они идут под заказ и ждать нужно было 1-2 недели. Времени у нас столько не было, поэтому нам пришлось включать смекалку и как-то выходить из сложившейся ситуации.

Нам вместо одной большой шины NK/S26 нужно было три маленьких NK/S06. Они показаны на фото ниже.

Нулевая шина в щитке

У нас в наличии была только одна большая шинка NK/S26. Ее корпус легко открывается и внутри находится обычная латунная шинка с болтиками на 26 отверстий. Она в корпус ложится сверху и не гуляет в нем по сторонам, так как в корпусе есть перпендикулярные перегородки. Благодаря этим перегородкам болты шины не позволяют ей играть вправо-влево. На фото ниже видно в сером корпусе эти поперечные перегородки.

Клиент сразу сам предложил существующую латунную шину распилить на три части. Я же решил, что стоит купить три коротенькие шинки и вставить их в корпус. Конечно же я их купил, но как оказалось, они не хотели вставать надежно в серый корпус между перегородками. Поэтому я согласился с клиентом и распилил одну большую шину на три части, удалив лишние участки.

Нулевая шина в щитке

Первая отпиленная часть шины готова и установлена на место.

Нулевая шина в щитке

Вот все отпиленные латунные шинки в общем корпусе. Подгонял я эти отрезки так, чтобы они надежно вставали на перегородки и существующие болты не давали им ходу вправо — влево. Как видите на фото ниже диаметр отверстий в них разный и поэтому просто так садиться на места шины не хотели. Нужно было их подгонять и подбирать по расстоянию между болтами.

Нулевая шина в щитке

На нижнем фото хорошо видно, что шинки в перегородках лежат очень надежно.

Нулевая шина в щитке

Затем я закрыл корпус и стал проводить эксперимент, смогут ли отрезанные шинки выйти из пазов и коснуться друг друга. На фото ниже видно, что прогал между шинами составляет по три отверстия.

Нулевая шина в щитке

Вид сверху куда заводятся провода.

Нулевая шина в щитке

Полученную нулевую шину «три в одном» я вертел, тряс и переворачивал очень настойчиво. Шинки как стояли на своих местах, таки остались стоять. Поэтому сделал заключение, что данная нулевая шина работать будет и ее можно использовать.

Нулевая шина в щитке

Вот она уже стоит в щитке.

Нулевая шина в щитке

Отсутствие нужных материалов на складах в нашем городе позволяет нам развиваться, проявлять смекалку и экспериментировать. Поэтому мы такие умные )))

Нулевая шина в щитке Вот здесь нужно быть очень внимательным. Неправильный выбор автоматического выключателя по номиналу может привести к возгоранию проводки или автомат будет срабатывать на отключение по пять раз.

Нулевая шина в щитке У вас дома в квартирном щитке сработал автоматический выключатель. В итоге какая-то часть квартиры обесточилась. В такой ситуации оказывался практически каждый. Какие ваши дальнейшие действия.

Нулевая шина в щитке Лампочки перегорали, перегорают и будут перегорать иначе не выгодно их производить. Сами подумайте завод изготовил одну лампочку, человек ее купил, вкрутил у себя дома и она работает положенны.

Нулевая шина в щитке Кабели и провода играют одну из самых важных ролей в электропитании вашего дома. Не правильный выбор сечения может привести к перегреву изоляции, ее пробою, короткому замыканию и к серьезным п.

Друзья, уважайте чужой труд и при копировании материалов, пожалуйста, ставьте открытую ссылку на источник sam-sebe-electric.ru, а то свет отключу. |

Как подключить несколько автоматов и как надежней подключить нулевую шинку в щитке.

Нулевая шина в щитке Приветствую вас читатель сайта www.ceshka.ru.

Сегодня представляю вашему вниманию очередную статью от опытного электрика- практика Сергея Панагушина из г.Ижевска. Кстати у Сергея недавно родился сын- можете его поздравить)))

На этот раз Сергей расскажет как подключать в распределительных щитках коммутационные аппараты- с помощью специальной гребёнки или самодельных перемычек из монтажного провода, а так же расскажет как подключить нулевую шину. Итак, предоставляю слово Сергею Панагушину.

Здравствуйте уважаемые читатели. Сегодня хотел бы с вами поделится опытом по подключению в щитках различных коммутационных аппаратов ( в дальнейшем КА )(на примере модульных автоматов ВА 47-63 от EKF и нулевой шинки на изоляторе под дин-рейку от компании IEK).

И так самый простой и массово применяемый способ подключения КА это соединительная шина в простанародии «гребенка». Выглядит она вот так.

Нулевая шина в щитке

Состоит она из латунной пластинки и изолятора из пластика:

Нулевая шина в щитке

Хотя на сколько этот пластик в действительности изолятор я честно говоря не знаю. Но всегда обматываю дополнительно эту гребенку изолентой.

Нулевая шина в щитке

В обмотке изолентой я преследую сразу две цели:

  1. Это гребенка не вываливается из пластикового изолятора.
  2. С торцов наверняка не будут торчать оголенные участки гребенки находящейся под напряжением.

И такой вариант меня в щитке устраивает больше, да и думаю тех кто в этот щиток полезет после меня будет устраивать тоже. Да действительно есть торцевые заглушки для таких гребенок. Но в магазинах я что то их не встречал в свободной продаже. Подключать КА такой гребенкой в щитке очень легко и просто. Но и тут есть небольшие тонкости. Устанавливать гребенку нужно вот таким образом как на фото:

Нулевая шина в щитке

Провод находится между гребенкой и нижней прижимной пластиной КА, по этой причине выступ с изолированным пластиком необходимо напрявлять к винтам автомата. Так как на фото выше.

Если сделать на оборот то получается не очень красивое соединение и если автоматы зафиксированы на дин-рейке то выгнет провод. На фото ниже автоматы не зафиксированы дин-рейкой по этой причине подняло автомат. Да и внешний вид такого подключения выглядит не очень симпатично:

Нулевая шина в щитке

К сожалению такие гребенки продаются кусками по метру длинной и если вам необходимо установить 2-3 автомата то покупать такую гребенку особого смысла нет.

Но есть другой вариант изготовит такую гребенку самостоятельно из провода. Как изготовить гребенку из многопроволочного провода марки ПВ3 я расскажу вам позднее, в статье про обжим проводов наконечниками различных типов НШВИ, НКИ и.т.д. А вот из моножильного провода изготовить гребенку в полне реально и не так уж и сложно.

Достаточно взять моножильный провод я для примера взял АПВ1*4 да да алюминиевый провод, это не очепятка, у себя на работе в сфере ЖКХ мы его еще очень много используем для ремонтных работ.

Так вернемся к нашим баранам, то есть гребенкам.

Что мы делаем. Зачишаем провод на конце, на две глубины входа в КА и складываем его попалам как бы петелькой и сжимаем пассатижами, после чего не раскусывая провод загибаем его буквой П и в другой стороне срезаем изоляцию ножем аккуратно как на фото:

Нулевая шина в щитке

После чего отводим остатки изоляции от провода и срезаем ее тем же ножом:

Нулевая шина в щитке

Ну вот по сути у нас готова гребенка на два КА тем же «макарам» делаем и на три КА и на большее число тоже можно.

Нулевая шина в щитке

Нулевая шина в щитке

И еще не вздумайте делать перемычки между автоматами вот таким образом как на фото ниже:

Нулевая шина в щитке

Как показала практика через некоторое время такие перемычки начинают греется и портить клеммы КА.

Ну что ж как можно подключить КА я вам рассказал теперь расскажу как более надежно подключить провода к нулевой шинке. Самый надежный контакт должен быть в месте подключения основного или питающего (кому как нравится) нулевого провода к шинке.

И так нам потребуется не одна шинка, а две и один изолятор (в моем случае он на дин-рейку).

Мы просто берем и зачищаем провод побольше так чтоб у нас он обогнул эти две шинки дважды. Отвинчиваем прижимные винты и заводим прямой провод через два отверстия на шинке как на фото:

Нулевая шина в щитке

Загибаем зачищенный участок крючком так чтоб мы смогли завести зачищенные участки под все 4 винта обеих шинок.

Вот так чтоб он зашел:

Нулевая шина в щитке

Нулевая шина в щитке

Контакт при таком подключении увеличивается в 4 раза в месте подключения основного нулевого провода. Теперь в каждом отверстии на отходящих проводах у вас провод будет прижат не одним, а двумя винтами и площадь контакта у вас будет в два раза больше. Что несравненно очень большой плюс.

Очень надеюсь что статья будет вам полезна и самое главное надеюсь что она будет вам понятно.

С уважением Сергей Панагушин.

Ну и в заключении- немного видео от Сергея Панагушина:

Буду рад вашим комментариям, если есть какие то технические вопросы- то прошу задавать их на форуме, именно там я отвечаю на вопросы- ФОРУМ .

Свежее видео с канала “Советы электрика”:

Смотрите еще много видео по электрике для дома!

Узнайте первыми о новостях сайта!

Просто заполни форму:

Источники: http://samelectrik.ru/dlya-chego-nuzhna-nulevaya-shina.html, http://sam-sebe-electric.ru/raspredelitelnyj-shchit/157-kak-byt-esli-net-nuzhnykh-nulevykh-shin-v-nalichii, http://ceshka.ru/sovety/kak-podklyuchit-neskolko-avtomatov-i-kak-nadezhney-podklyuchit-nulevuyu-shinku-v-shhitke

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Всё об электрике в доме
Добавить комментарий