- 5 наиболее часто встречающихся повреждений электромагнитных пускателей и методы их устранения
- Статьи и схемы
- Полезное для электрика
- Обслуживание и ремонт магнитных пускателей
- Ремонт пускателей
- В работе любого электрооборудования случаются сбои и неисправности. Разберем подробнее возможные варианты типичных неполадок магнитных пускателей ПМА, ПМЕ, ПМЛ и других серий.
- Для диагностики системы на предмет гудения стоит проверить такие параметры:
- Прочие неисправности пускателей, их причины и ремонт:
5 наиболее часто встречающихся повреждений электромагнитных пускателей и методы их устранения
1. Разновременность замыкания и состояние главных контактов
Разновременность замыкания главных контактов магнитного пускателя можно устранить затяжкой хомутика, держащего главные контакты на валу. При наличии на контактах следов окисления, наплывов или застывших капель металла, контакты надо зачистить.
2. Сильное гудение магнитной системы электромагнитного пускателя
Сильное гудение магнитной системы может привести к выходу из строя катушек пускателя. При нормальной работе пускатель издает лишь слабый шум. Сильное гудение пускателя свидетельствует о его неисправности.
Для устранения гудения пускатель надо отключить и проверить:
а) затяжку винтов, крепящих якорь и сердечник.
б) не поврежден ли короткозамкнутый виток, уложенный в прорезы сердечника. Так как через катушку протекает переменный ток. то и магнитный поток изменяет свое направление и в какие то моменты времени становится равным нулю. В этом случае противодействующая пружина будет отрывать якорь от сердечника и возникнет дребезг якоря. Короткозамкнутый виток устраняет это явление.
в) гладкость поверхности соприкосновения обеих половин электромагнитной системы пускателя и точность пр игонки их, так как в электромагнитных пускателях ток в обмотке сильно зависит от положения якоря. При наличии зазора между якорем и сердечником ток, проходящий через катушку больше номинального.
Для проверки точности соприкосновения между якорем и сердечником электромагнитного пускателя между ними можно подложить листок копировальной бумаги и листок тонкой белой бумаги и замкнуть пускатель от руки. Поверхность соприкосновения должна быть не менее 70% сечения магнитопровода. При меньшей поверхности соприкосновения этот дефект можно устранить правильной установкой сердечника электромагнитной системы пускателя. Если же образовался общий зазор, то необходимо шабровать поверхность вдоль слоев листовой стали магнитной системы.
3. Отсутствие реверса в реверсивных магнитных пускателях
Отсутствие реверса в реверсивных пускателях можно устранить подгонкой тяг механической блокировки
4. Прилипание якоря к сердечнику пускателя
Прилипание якоря к сердечнику происходит в результате отсутствия немагнитной прокладки или недостаточной ее толщины. Пускатель может не отключится даже при полном снятии напряжения с катушки. Необходимо проверить наличие и толщину немагнитной прокладки или воздушный зазор.
5. При включении пускатель на становится на самоблокировку
Необходимо проверить состояние блокировочных контактов пускателя. Контакты во включенном положении должны плотно прилегать друг к другу и включаться одновременно с главными контактами пускателя. Зазоры блок-контактов (кратчайшее расстояние между разомкнутым подвижным и неподвижным контактом) не должны превышать допустимых значений. Необходимо произвести регулировку блок-контактов пускателя. Если провал блок-контакта становится меньше 2 мм, то блок-контакты надо заменить.
Своевременные испытания и регулировка электромагнитных пускателей позволяют заблаговременно избежать неполадок и повреждений.
Статьи и схемы
Полезное для электрика
Обслуживание и ремонт магнитных пускателей
Магнитные пускатели, как это следует из названия, задумывались как коммутационное устройство для пуска электродвигателей. Поэтому и количество силовых полюсов у этих аппаратов почти всегда равно трем – по числу фаз сети. Пускатели зачастую комплектуются тепловыми реле перегрузки и корпусом с кнопками «пуск» и «стоп».
Но пускатель получился очень удобной и функциональной вещью. Широкий спектр номинальных токов, малые габариты и возможность автономной установки вне всякого распредустройства или щита привели к тому, что магнитные пускатели стали широко применять в быту для включения в сеть различных мощных электроприемников, например, нагревательных котлов.
Как и любое другое электротехническое устройство, магнитный пускатель периодически тоже нуждается в ремонте и техническом обслуживании.
Как устроен магнитный пускатель?
В общем случае, это, как минимум, катушка из тонкого провода в лаковой изоляции, размещенная в одном пластиковом корпусе с контактами. Контакты, как это водится, делятся на подвижные, соединенные механически с подпружиненным сердечником катушки, и неподвижные, стационарно размещенные в верхней части корпуса.
При этом для пускателей, рассчитанных на ток от 20 ампер можно явно различить силовые пары контактов в количестве три пары, и пары контактов вспомогательных цепей управления, рассчитанных на слабые токи. Количество слаботочных контактов практически неограниченно, тем более, что для многих пускателей возможно приобрести дополнительные контактные приставки, позволяющие собирать на пускателях очень сложные схемы.
Подобная конструкция обеспечивает пускателю не особенно высокую степень защиты от внешних воздействий – на уровне IP00-IP30. При необходимости добиться большей степени защиты придется воспользоваться пускателями в дополнительном защитном кожухе, зачастую оборудованном собственными кнопками для пуска, останова и возврата теплового реле при наличии такового.
Рис. 1. Устройство магнитного пускателя ПМЛ:
1 — основание из термостойкой пластмассы, 2 — неподвижная часть магнитопровода, 3 — подвижная часть магнитопровода, 4 — электромагнитная катушка управления, 5 — контактные зажимы, 6 — металлическая платформа (для пускателей номиналом свыше 25 А) 7 — траверса с подвижными контактами, 8 — крепежный винт, 9 — возвратная пружина, 10 — алюминиевые кольца, 11 — неподвижный контакт, 12 — зажим с насечкой для фиксации проводников.
Программа технического обслуживания магнитных пускателей проста и включает в себя следующие пункты:
1. Внешний осмотр на предмет повреждений и сколов корпуса, а также удаление загрязнений (причем не только с поверхности корпуса, но и с поверхности сердечника электромагнита). Сколы и повреждения корпуса возникают не только вследствие ударов и падений, но и по причине длительного воздействия вибраций, обусловленных работой изношенной сети переменного тока и браком в монтаже пускателя, а также его собственными дефектами.
Если повреждения корпуса привели к тому, что пускатель невозможно надежно закрепить, или его контакты не могут свободно замыкаться/размыкаться, то иного выхода, чем замена корпуса или пускателя, просто не остается.
Отдельное внимание следует уделить проверке наличия всех деталей и частей пускателя. Например, подвижная контактная пластина вместе со своей поджимающей пружинкой может запросто «потеряться» — потребуется новая.
2. Ревизия механической части. Проверке подвергается рабочая пружина, обеспечивающая разрыв контактов. Она должна быть достаточно жесткой, витки не должны сблизиться. Проверяется ход якоря пускателя относительно корпуса: необходимо, чтобы отсутствовали всякие заклинивания и затруднения при движении.
Проверка хода осуществляется замыканием контактов «от руки». При наличии механических заклиниваний можно прибегнуть к смазке или шлифовке трущихся частей.
3. Зачистка контактов – мера, от которой лучше воздержаться при проведении технического обслуживания исправных магнитных пускателей.
Высокопроводящий слой подвижных и неподвижных контактов относительно тонок, поэтому, если при каждом обслуживании тереть по нему надфилем, то пускатель очень скоро выйдет из строя. Напильничек потребуется лишь в том случае, если на контактах имеются явные следы нагара или оплавления. А наждачная бумага для зачистки контактов исключается категорически.
При замыкании все контакты пускателя должны прилегать друг другу плотно по всей поверхности, без смещений и наклонов, наличие которых говорит о необходимости регулировки механической части.
4. Если пускатель содержит в составе корпуса металлические детали, или находится в металлическом кожухе, то необходимо убедиться в отсутствии цепи между этими частями, подлежащими заземлению, и силовыми контактами. Для всех пускателей в целом необходимо проверить отсутствие замыканий между отдельными силовыми полюсами. На бытовом уровне для этих целей достаточно воспользоваться обычным мультиметром. На производстве используется мегомметр, а сопротивление изоляции нормируется – не менее 0,5 Мом.
5. Тщательному осмотру подвергается катушка пускателя. Трещины на каркасе, повреждения, нагар и оплавление изоляции – все это верные признаки существенных проблем. Катушку с такими признаками лучше заменить.
Конечно, обычно определить межвитковое короткое замыкание в катушке можно только в процессе эксплуатации по косвенным признакам, таким как повышенный гул при работе пускателя. Тем не менее, если систематически проверять активное сопротивление провода катушки, можно заметить существенное и резкое его уменьшение. Этот признак достаточно красноречиво говорит о неисправности катушки, которую теоретически можно перемотать, а на практике проще заменить.
6. Однако повышенный гул при работе пускателя может быть вызван и некоторыми другими причинами помимо дефектов самой катушки. Например, может возникнуть перекос при ее установке, возможен недостаточный уровень напряжения в сети, бывает подобрана слишком сильная возвратная пружина.
Все эти факторы приводят к тому, что якорь при замыкании недостаточно плотно прилегает к сердечнику. Следствием будет больший ток катушки из-за меньшего ее индуктивного сопротивления (отсюда и гул), а также подгорание силовых контактов.
Проверить плотность прилегания поверхностей магнитопроводов сердечника и якоря можно при помощи обыкновенного тонкого чистого листка бумаги, прокладываемого между этими деталями. Соприкасаться должно не менее 70 процентов поверхности – тогда контакт будет надежным.
7. При наличии теплового реле перегрузки должна проверяться его уставка. На промышленных предприятиях это делают с помощью специальных испытательных стендов. К сожалению, на бытовом уровне прогрузить и проверить реле практически невозможно. Для этого можно сдать реле в специальную лабораторию, или, в крайнем случае, испытать его при помощи известной нагрузки большего номинала.
Ремонт магнитного пускателя производится по результатам технического обслуживания и сводится, обычно, к замене деталей и узлов, не подлежащих восстановлению и регулировке. Таковыми запчастями могут быть: катушка, отдельные контакты и даже контактная группа в целом, детали корпуса, пружины, винты и зажимные пластины.
Электрик Инфо — электротехника и электроника, домашняя автоматизация, статьи про устройство и ремонт домашней электропроводки, розетки и выключатели, провода и кабели, источники света, интересные факты и многое другое для электриков и домашних мастеров.
Информация и обучающие материалы для начинающих электриков.
Кейсы, примеры и технические решения, обзоры интересных электротехнических новинок.
Вся информация на сайте Электрик Инфо предоставлена в ознакомительных и познавательных целях. За применение этой информации администрация сайта ответственности не несет. Сайт может содержать материалы 12+
Перепечатка материалов сайта запрещена.
Ремонт пускателей
В работе любого электрооборудования случаются сбои и неисправности. Разберем подробнее возможные варианты типичных неполадок магнитных пускателей ПМА, ПМЕ, ПМЛ и других серий.
1. Замыкание контактных групп происходит разновременно, различные проблемы с контактами. Разность во времени срабатывания контактных групп на замыкание устраняется при помощи затягивания хомута, который фиксирует на механизме вала главные контактные группы. В случае обнаружения на поверхности контактов окислов и наплывов необходима зачистка этих участков.
2. Усиленное гудение при работе магнитной системы магнитного пускателя. В процессе усиленного гудения системы магнитная катушка может выйти из строя. В нормальном режиме работы пускатель издает негромкий шум.
Для диагностики системы на предмет гудения стоит проверить такие параметры:
- Степень затяжки винтов на якоре и сердечнике пускателя
- Короткозамкнутый виток, фиксированный в прорезях сердечника, на предмет повреждений В процессе протекания сквозь катушку тока с переменным значением, магнитный поток тоже производит смену направления и в некоторые моменты сводится к нулю. В такой ситуации пружина противодействия должна отрывать якорь от сердечника, потому и возникает дребезжание якоря. Короткозамкнутый виток должен устранять возникновение подобных случаев.
- Чистоту соприкасающихся поверхностей электромагнитной системы и точность их подгонки в магнитном пускателе
- Значение тока номинального в обмотке пускателя. Оно зависит от размещения якоря и когда между сердечником и якорем существует зазор, показатель тока катушки будет выше номинала. Точность соприкосновения поверхностей сердечника и якоря проверяется путем прокладывания обычной и копировальной бумаги и последующим ручным замыканием прибора. В результате соприкасаться поверхности должны не менее чем на 70%. В случае меньшего показателя неисправность устраняется путем смены положения сердечника. Когда присутствует общий зазор, поверхность шабруется вдоль линии стальных слоев магнитной системы.
Прочие неисправности пускателей, их причины и ремонт:
- Отсутствие реверса для реверсивных приборов устраняется путем подгонки тяг на механической блокировке.
- Прилипание сердечника к якорю. Такая неисправность может возникать по причине отсутствия или недостаточной толщины прокладки немагнитного типа. При этом пускатель даже при полном отсутствии напряжения на катушке может не отключиться. Стоит проверить немагнитную прокладку или наличие воздушного зазора.
- После включения пускатель не становится в положение самоблокировки. Блокировочные контактные группы прибора должны плотно подходить друг к другу во включенном положении и срабатывать одновременно с главной контактной группой. Зазоры между блок-контактами должны соответствовать допустимым показателям, потому необходимо провести их проверку или регулировку. В случае, когда провал на блокировочных контактах имеет значение меньше 2мм, то такую контактную группу следует заменить.
Своевременное проведение профилактических осмотров и испытаний помогут обеспечить электрооборудованию долгий срок службы.
Купить магнитные пускатели и подобрать другое электрооборудование с доставкой по всей территории Украины помогут наши менеджеры .
Источники: http://electricalschool.info/main/electroremont/198-5-naibolee-chasto-vstrechajushhikhsja.html, http://electrik.info/main/school/684-obsluzhivanie-i-remont-magnitnyh-puskateley.html, http://220-energy-380.com/a199038-remont-puskatelej.html