- Термины и определения.
- Одна из естественных характеристик электродвигателя – его номинальная (эффективная) мощность Pном. которая для машин переменного и постоянного тока является механической мощностью на валу.
- Расчет номинальной мощности
- Метод эквивалентного тока
- Метод эквивалентного момента
- Определение номинальной мощности опытным путем
Термины и определения.
Большое разнообразие типов и конструкций электрических машин и потребность в объективной оценке и сравнении их данных привели к необходимости стандартизации основных понятий в области характеристик, расчетных параметров и режимов работы машин. Термины и определения этих величин установлены несколькими ГОСТ и являются обязательными для применения в документации всех видов, учебниках, учебных пособиях, технической и справочной литературе. Стандарты содержат более 200 терминов и определений. В настоящем параграфе приводятся основные из них, относящиеся ко всем или ко многим типам вращающихся электрических машин независимо от их назначения и конструктивного исполнения. Асинхронный электродвигатель Асинхронный электродвигатель – электрическая асинхронная машина для преобразования электрической энергии в механическую. Принцип работы асинхронного электродвигателя основан на взаимодействии вращающегося магнитного поля, возникающего при прохождении трёхфазного переменного тока по обмоткам статора, с током, индуктированным полем статора в обмотках ротора, в результате чего возникают механические усилия, заставляющие ротор вращаться в сторону вращения магнитного поля. Синхронный электродвигатель Синхронной называется электрическая машина, скорость вращения n (об/мин) которой связана постоянным отношением с частотой n = 60 * f / p (где р — число пар полюсов машины) сети переменного тока, в которую эта машина включена. Синхронный машины служат генераторами переменного тока; синхронные электродвигателя применяются во всех тех случаях, когда нужен двигатель, работающий при постоянной скорости; для получения регулируемого реактивного тока устанавливают синхронные компенсаторы. Электродвигатель постоянного тока Хотя система своременного электроснабжения основана на применении переменного тока, тем не менее машины постоянного тока находят широкое использование в самых различных отраслях промышленности и в быту.
Номинальными данными электрической машины называют данные, характеризующие ее работу в режиме, для которого она предназначена заводом-изготовителем. К номинальным данным относятся мощность, напряжение, ток, частота, КПД, коэффициент мощности, частота вращения и ряд других данных в зависимости от типа и назначения машины.
Номинальные данные характеризуют работу машины, установленной на высоте до 1000 м над уровнем моря, при температуре окружающей среды 40 °С и охлаждающей воды 30 °С, если в стандартах или технических условиях на данный конкретный тип машины не установлена другая температура охлаждающих сред. Если машина работает в условиях, отличающихся от указанных, ее номинальные данные должны быть изменены так, чтобы нагрев машины соответствовал требованиям ГОСТ 183-74.
Режим работы электрической машины — установленный порядок чередования и продолжительности нагрузки, холостого хода, торможения, пуска и реверса машины во время ее работы. Номинальным режимом работы называется режим, для работы в котором электрическая машина предназначена заводом-изготовителем.
Номинальная мощность — мощность, для работы с которой в номинальном режиме машина предназначена заводом-изготовителем. Для различных типов машин номинальной мощностью является:
- для генераторов переменного тока — полная электрическая мощность на выводах при номинальном коэффициенте мощности, ВА;
- для генераторов постоянного тока — электрическая мощность на выводах машины, Вт;
- для двигателей переменного и постоянного тока — механическая мощность на валу, Вт;
- для синхронных и асинхронных компенсаторов — реактивная мощность на выводах компенсатора, вар.
Номинальное напряжение — напряжение, на которое машина рассчитана заводом-изготовителем для работы в номинальном режиме с номинальной мощностью. Номинальным напряжением трехфазных машин называют линейное напряжение, т. е. напряжение между фазами подключенной к машине сети. Номинальным напряжением ротора асинхронного двигателя с трехфазной обмоткой называют напряжение на выводах разомкнутой обмотки ротора (напряжение на контактных кольцах) при неподвижном роторе и включенной на номинальное напряжение обмотке статора. Номинальным напряжением двухфазной обмотки ротора называют наибольшее из напряжений между контактными кольцами. Номинальным напряжением возбудительной системы машины с независимым возбуждением называют номинальное напряжение того независимого источника, от которого получается возбуждение.
Номинальный ток — ток, соответствующий работе машины в номинальном режиме с номинальной мощностью и частотой вращения при номинальном напряжении.
Номинальное напряжение возбуждения — напряжение на выводах (или контактных кольцах) обмотки возбуждения с учетом падения напряжения под щетками при питании ее номинальным током возбуждения, когда активное сопротивление приведено к расчетной рабочей температуре, при работе машины в номинальном режиме с номинальными мощностью, напряжением и частотой вращения.
Номинальный ток возбуждения — ток возбуждения, соответствующий работе машины в номинальном режиме с номинальной мощностью и частотой вращения при номинальном напряжении.
Номинальная частота вращения — частота вращения, соответствующая работе машины при номинальных напряжении, мощности и частоте тока и номинальных условиях применения.
Номинальные условия применения — условия, установленные в стандарте или технических условиях на данный конкретный тип машины, при которых эта машина должна иметь номинальную частоту вращения.
Коэффициент полезного действия — отношение полезной (отдаваемой) мощности к затрачиваемой (подводимой); для генераторов — отношение активной электрической мощности, отдаваемой в сеть, к затрачиваемой механической мощности; для двигателей — отношение полезной механической мощности на валу к активной подводимой электрической мощности. Номинальным КПД называют указанное отношение мощностей при работе машины с номинальными мощностью, напряжением, частотой тока и частотой вращения.
Коэффициент мощности машин переменного тока:
- для генераторов — отношение отдаваемой активной электрической мощности, Вт, к полной отдаваемой электрической мощности, В-А;
- для двигателей — отношение активной потребляемой электрической мощности, Вт, к полной потребляемой электрической мощности, В А.
Номинальным коэффициентом мощности электрической машины называют указанное отношение мощностей при работе машины в номинальном режиме, с номинальными мощностью, напряжением, частотой тока и частотой вращения.
Помимо перечисленных определений номинальных данных стандартами установлены основные определения, относящиеся к условиям работы машины и ее характеристикам.
Нагрузка — мощность, которую развивает электрическая машина в данный момент времени. Нагрузка может быть выражена в единицах активной или полной мощности (Вт, или В • А) либо в долях номинальной мощности. Она также выражается током, потребляемым или отдаваемым электрической машиной, А, либо в процентах или долях номинального тока.
Номинальная нагрузка — нагрузка, равная номинальной мощности машины.
Практически неизменная нагрузка — нагрузка, при которой отклонение тока и напряжения якоря и мощности машины от значений, соответствующих заданному режиму, составляет не более 3%, тока возбуждения и частоты — не более 1 %.
Практически симметричная трехфазная система напряжений — трехфазная система напряжений, в которой напряжение обратной последовательности не превышает 1 % напряжения прямой последовательности при разложении данной трехфазной системы на системы прямой и обратной последовательностей.
Практически симметричная система токов — трехфазная система, для которой ток обратной последовательности не превышает 5% тока прямой последовательности.
Начальный пусковой ток электродвигателя — установившийся ток в обмотке электродвигателя при неподвижном роторе, номинальном подведенном напряжении и номинальной частоте, при соединении обмоток машины, соответствующем номинальным условиям работы двигателя.
Начальный пусковой момент электродвигателя — вращающий момент электродвигателя, развиваемый при неподвижном роторе, установившемся токе, номинальном подведенном напряжении, номинальной частоте и соединении обмоток, соответствующем номинальным условиям работы двигателя.
Максимальный вращающий момент электродвигателя переменного тока — наибольший момент вращения, развиваемый двигателем в установившемся режиме при номинальных напряжении и частоте, при соединении обмоток, соответствующем номинальным условиям работы, и (для синхронных двигателей) при номинальном токе возбуждения.
Минимальный вращающий момент асинхронного двигателя — наименьший вращающий момент, развиваемый асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором в процессе разгона от неподвижного состояния до частоты вращения, соответствующей максимальному моменту при номинальных напряжении и частоте, при соединении обмоток, соответствующем номинальным условиям работы двигателя или пусковому режиму (для однофазных двигателей с пусковой обмоткой).
Критическое скольжение асинхронной машины — скольжение, при котором асинхронная машина развивает максимальный вращающий момент.
Номинальное изменение напряжения электрических генераторов — изменение напряжения на выводах генератора, работающего на автономную сеть с неизменной и равной номинальной частотой вращения при изменении его нагрузки от номинальной до холостого хода. Для генераторов с независимым возбуждением, кроме того, — при сохранении номинального тока возбуждения, а для генераторов с самовозбуждением — при неизменном сопротивлении всей цепи обмотки возбуждения. Номинальное изменение напряжения выражают в процентах или в долях номинального напряжения генератора.
Номинальное изменение частоты вращения электродвигателя — изменение частоты вращения двигателя, работающего при номинальном напряжении на его выводах и номинальной частоте тока, при изменении нагрузки от номинальной до нулевой, а для двигателей, не допускающих нулевой нагрузки,— от номинальной до 1/ 4 номинальной. Номинальное изменение частоты вращения выражают в процентах или в долях номинальной частоты вращения.’;
Одна из естественных характеристик электродвигателя – его номинальная (эффективная) мощность Pном. которая для машин переменного и постоянного тока является механической мощностью на валу.
Это мощность двигателя, с которой он мог бы работать в номинальном режиме — режиме эффективной работы на протяжении длительного времени (не менее нескольких часов). Номинальная мощность измеряется в Вт (кВт) или лошадиных силах (л.с.) и указывается на щитке электрической машины вместе с остальными основными характеристиками.
номинальная мощность электродвигателя
При нагрузках, меньших Pном. мощность двигателя развивается в полной мере. При загрузке двигателя до номинальной мощности на сравнительно короткий промежуток времени можно считать, что он не используется в полную силу. В такой ситуации бывает целесообразна его кратковременная перегрузка, предел которой определяется перегрузочной мощностью двигателя.
В паспорте электродвигателя заводом-изготовителем всегда указываются номинальные величины мощности Pном. напряжения Uном. коэффициента мощности cosϕном. номинальная угловая скорость двигателя ωном .
Расчет номинальной мощности
Метод эквивалентного тока
Применим для расчета номинальной мощности при обязательном соблюдении во время работы неизменности показателей мощности потерь в обмотках двигателя, складывающейся из постоянной и переменной величин мощности, сопротивлений обмоток ротора и статора, потерь на механическое трение. Зная номинальный коэффициент мощности, показатели эквивалентного тока и номинального напряжения, возможно рассчитать номинальную мощность электродвигателя:
где Iэк – показатель эквивалентного тока,
Uном – номинальное напряжение,
cosϕном – номинальный коэффициент мощности, повышающийся с увеличением мощности и номинальной угловой скорости вращения ротора, а также зависящий от нагрузки. Для большинства электродвигателей составляет 0,8-0,9.
Метод эквивалентного момента
Электродвигатели любого типа имеют пропорциональный произведению тока и величине магнитного потока вращающий момент. Метод эквивалентного момента для расчета номинальной мощности используется в тех случаях, когда условия применяемой нагрузки определяют непосредственно требуемый от двигателя момент, а не ток. Для синхронных и асинхронных машин переменного тока коэффициент мощности cosϕ приближенно принимается за постоянную величину:
где Мвр – значение вращающего момента,
ωном – номинальная угловая скорость двигателя.
Определение номинальной мощности опытным путем
Указанная в паспорте или щитке устройства номинальная мощность будет равна этому значению только при оптимальной нагрузке на вал, определяемой заводом-изготовителем для номинального режима. На что ориентироваться, если по каким-то причинам не сохранился паспорт или стерлись надписи на табличке?
Помогут практические измерения и счетчик электроэнергии:
Необходимо полностью отключить все прочие источники потребления электроэнергии: освещение, электроприборы и т.д.
В случае использования электронного счетчика следует подключить двигатель под нагрузкой на 5-6 минут, на электронном дисплее отобразиться величина нагрузки в кВт.
Дисковый счетчик проводит измерения в кВт∙час. Следует записать последние показания и включить двигатель на 10 минут с точностью до секунды. После остановки электромашины отнять из полученного значения записанные показания и умножить на 6. Полученное число и будет являться активной механической мощностью двигателя.
- Для маломощных двигателей можно подсчитать количество оборотов диска счетчика, для каждого из которых указана, чему равна величина полных оборотов в единицах мощности. Несложные расчеты помогут определить искомую величину мощности.
При использовании этого метода важно правильно подобрать нагрузку, поскольку при ее недостаточности или перегрузке определяемый показатель будет далек от номинальной мощности электродвигателя.
Пишите комментарии, дополнения к статье, может я что-то пропустил.
Загляните на карту сайта, буду рад если вы найдете на моем сайте еще что-нибудь полезное.
Всего доброго.
Номинальная мощность Рд электродвигателя. необходимого для главного привода испытуемого металлорежущего станка, работающего с постоянной нагрузкой, должна равняться экспериментально найденной мощности Р2 на валу электродвигателя при принятом технологическом режиме станка. [17]
Номинальной мощностью электродвигателя называется мощность, указанная на его заводском щитке, которую он развивает на своем валу при номинальном режиме работы и температуре1 охладающей среды до 40 С. [18]
Номинальной мощностью электродвигателя называют полезную механическую мощность на валу, которая выражается в ваттах или киловаттах. Фактическая мощность, развиваемая электродвигателем в какой-либо момент времени, называется нагрузкой электродвигателя. [19]
Понятие номинальная мощность электродвигателя связано с его тепловым режимом — с потерями, системой вентиляции, родом изоляции обмоток и сроком службы, поэтому при повторно-кратковременном режиме двигатель может быть загружен больше, чем при длительном. [20]
Если номинальную мощность электродвигателя выбирать исходя из соображений сохранения на завершающей стадии последнего хода цикла номинальной частоты вращения электродвигателя и не использовать перегрузочную способность двигателя, то в формулу для расчета мощности вместо значений Цк, ku Aj, ks подставляются единицы. [21]
Под номинальной мощностью электродвигателей понимается длительная мощность, при которой температура изоляции не превзойдет нормируемой величины. При повторно-кратковременной нагрузке точная проверка выбора электродвигателя данной номинальной мощности сводится к определению кривой нагрева, что требует большого объема вычислительной работы и ряда данных, обычно отсутствующих в каталогах. [22]
Рном — номинальная мощность электродвигателя. кВт; ном — номинальная частота вращения двигателя, об / мин. [23]
Рном — номинальная мощность электродвигателя. кВт; п Юм — номинальная частота вращения двигателя, об / мин. [24]
Рн — номинальная мощность электродвигателя. кет; пи — номинальная скорость вращения ротора, об / мин. [26]
Здесь Рн — номинальная мощность электродвигателя. кВт; а — отношение среднего пускового момента двигателя к его номинальному моменту; t y — длительность пуска, с; z — число пусков подряд: ( обычно z3); ; 0 5 — г — 0 8 — коэффициент, учитывающий соотношение между средней и максимальной температурой масла в разных слоях ( большее значение относится к более низкому расположению центра тяжести нагретой зоны); тм — максимально допустимая температура масла ( § 15 — 2); с1 8 Дж / ( г — С) — теплоемкость масла; р 0 1 ч — 0 3 — коэффициент, учитывающий долю энергии, поглощаемую деталями и узлами, погруженными в масло. Двойка в знаменателе указывает, что при пуске мощность нарастает от нуля до номинального значения. [27]
Предусматривается также ряд номинальных мощностей электродвигателей до 132 кВт включительно. [28]
Значительно лучше условия использования номинальной мощности электродвигателей. обслуживающих гидронасосы: средняя потребляемая мощность составляет 59 % номинальной — в поточной линии и 40 % — в автоматической. Те же показатели для приводных электродвигателей на других вспомогательных операциях несколько ниже, но выше, чем для электродвигателей, приводящих в движение рабочие органы, с помощью которых выполняются основные операции. [29]
Это отношение характеризует степень использования номинальной мощности электродвигателя при вращении присоединенного к нему механизма и называется коэффициентом загрузки двигателя. [30]
Страницы: 1 2 3 4
Поделиться ссылкой:
Источники: http://dvigatel.info/termin.php, http://elektrik-orenburg.ru/node/chto-takoe-nominalnaya-moshchnost-elektrodvigatelya-i-kak-ona-raschityvaetsya, http://www.ngpedia.ru/id165952p2.html